Курс валют:


Погода:
Логин:  
Пароль:  
   
Регистрация
Забыли пароль?
 
   

Сделать стартовой
Добавить в Избранное
Поиск по сайту:

Предложения компаний


Топ вакансий

• Инженер- конструктор (ПГС)
• Инженер-генпланист (проектная компания)
•Геодезист-топограф (проектная компания)
• Директор магазина (одежда) г. Березники

• Специалист по проектной деятельности
•Ведущий специалист по инвестицияме
•Администратор девелоперского проекта
• Директор на производство мясных полуфабрикатов
• Руководитель отдела подбора персонала



Предложения кадровых агентств
   




Опрос
Отразился ли финансовый кризис на вашей карьере?

Да
Нет
Сказался уменьшением зарплаты (понижением должности)
Сказался отсутствием карьерного роста
Потерял работу



Интервью Министра Образования Пермского края Карпушина Н. Я.
В Перми достаточно хороший и серьёзный набор мест, где можно получить весьма конвертируемое образование, - Николай Карпушин
 

Делать прогнозы в сфере образования – занятие неблагодарное. Предугадать, каким будет высшее и среднее завтра, какие школы станут востребованы, а какие нет, и что за профессия в будущем станет делом номер один, могут лишь те, кто посвятил системе образования не один год. Сегодня на нашем сайте мы публикуем интервью с Министром образования Пермского края Николаем Яковлевичем Карпушиным.

 

Николай Яковлевич Карпушин, кандидат педагогических наук. Окончил Пермский государственный педагогический институт. Второе высшее образование – экономическое – получил в Пермском государственном политехническом университете. Работал в системе среднего профтехобразования. В начале 90-х организовал негосударственную «Школу бизнеса» – совместный проект с Академией народного хозяйства при правительстве РФ. С 1994 по 2003 годы – директор экономической школы №145. С 2003 года по ноябрь 2006 года занимал должность председателя комитета по образованию и науке администрации Перми. 16 ноября 2006 года назначен министром образования Пермского края.
 
- Николай Яковлевич, меня, как и многих абитуриентов, волнует вопрос: насколько высшее образование в Перми является доступным?
- Высшее образование в Перми является доступным для тех молодых людей, которые своими знаниями подтверждают свой образовательный ценз и высокий уровень, а также по результатам определённых испытаний способны поступить в эти учреждения. Высшее образование у нас не всеобщее, но доступное.
 
- Не все выпускники поступают в вузы, каковы перспективы среднего профессионального образования?

- Во-первых, никогда все выпускники в вузы не поступали – это бы вообще было аномалией. И как бы каждому выпускнику школы этого ни хотелось, но в целом, если вдруг все поступят в вузы, это значит, что с вузами у нас что-то не в порядке. Что касается тех, кто в высшие учебные заведения не поступит, - то в Пермском крае развёрнута достаточно разнообразная сеть начальных профессиональных учебных заведений, равно как и средних профессиональных.

Перечень профессий сегодня адекватен настроению молодых людей, поскольку на сегодняшний день мы через определённую систему позиционируем ещё и предприятие, которое высказывает свой интерес к тому, какой работник в перспективе и какой специальности, какой профессии понадобится.
 
- Существует ли статистика поступления абитуриентов в ссузы и вузы?
- После девятого класса 50% учеников остаются в десятом классе, 50% - поступают в училища и техникумы. Что касается выпускников 11-х классов, то, конечно, нам бы хотелось, чтобы большинство из них находили себе профессии, связанные, может быть, даже не столько с рабочими специальностями, сколько со специальностями, затрагивающими инженерное дело, промышленный комплекс и т.д. Сегодня большая часть абитуриентов, поступающих в вуз, к сожалению, по-прежнему ищет для себя профессии, не совсем востребованные экономикой.
 
- В таком случае, есть ли у Вас данные, которые отражают рейтинг пермских вузов и востребованных специальностей?
 
- Нет, такого рейтинга у нас не существует, хотя есть попытка проранжировать выпускников университетов по признаку наибольшей заработной платы в своей профессии. Но здесь у нас очень много споров и противоречий по тому, как правильно этот рейтинг выстроить – всё-таки по одному показателю сложно систематизировать учебные заведения. Хотя, в Москве, такая систематизация университетов существует, поскольку разные вузы параллельно готовят людей одной специальности. У нас всё-таки такой параллельности, кроме как специальностей менеджер и бухгалтер, нет. Фактически вузы являются монополистами в той или иной степени, поскольку кадровый состав преподавателей в Перми достаточно ограничен. Поэтому мы не можем сегодня сказать, где лучше, например, готовят агрономов, если их только и готовят в ПГСХА.
 
- В Перми существуют три типа вузов: академия, институт и университет. Что престижнее закончить? У какого вуза самая высокая репутация?
- У нас очень интересная сеть образовательных учреждений. Она практически закрывает все потребности молодых людей в той или иной специальности. Что касается того, какой вуз престижнее закончить, тут сказать сложно. Скорей всего, говорить нужно о конкретном факультете или конкретной специальности, иногда даже об определённом отделении или кафедре. Если быть откровенным, то традиционным уважением пользуются экономисты Высшей школы экономики, в нашей образовательной отрасли – учителя иностранных факультетов ПГПУ, математики и естественники классического университета. По всей стране ценятся выпускники горно-химического факультета и специалисты по двигателестроению Политеха, я уже не говорю про Фармакадемию, которая известна за пределами нашей страны и выпускниками которой может гордиться Пермский край. У нас в Перми достаточно хороший и серьёзный набор мест, где можно получить весьма конвертируемое образование.
 
- В одном из своих комментариев Вы говорили о девальвации идеи высшего образования в стране? Существует ли такая проблема у нас в крае?
- Ну, мы не исключение. Скажем так, все высшие учебные заведения Пермского края прошли испытание временем, они востребованы. Родители хотят, чтобы в них поступили их дети, поскольку сами учились на определённой специальности определённого факультета. Мы имеем хорошие, стабильные, консервативные (в хорошем смысле) образовательные учреждения, которые дали путёвку в жизнь не одному поколению жителей края. Всё было бы хорошо, если бы на сегодняшний день вдруг не стало понятно, что мы являемся участниками одной глобальной экономики, в которой наряду с местными экономиками существуют, в том числе, и транснациональные компании, и глобальные процессы, связанные с фондовым рынком и с экспортно-импортными операциями. Замкнуться самим в себе нам невозможно ни в одной позиции, в том числе и в образовании тоже. В этом плане мы весьма заинтересованы появиться в ведущих рейтингах мира, которые на сегодняшний день отражают самое главное, и увидеть себя, к примеру, в рейтинге THES-QS (Times Higher Education Supplement – Quacquarelli Symonds) очень почётно. Но довольно-таки плачевное положение – ни один российский вуз не вошёл в эти списки. Это не может нас не волновать. Завтрашний день говорит нам о том, что не столько диплом вуза будет играть важную роль, сколько мнение о выпускнике конкретного университета. Заурядный пример: если в США вы говорите, что окончили Гарвардский университет, то ваша начальная заработная плата не может быть ниже определённого уровня. Это называется - репутация, которая идёт вслед за университетом. Пожалуй, в России насчитается десяток таких вузов, которые реально признаются потенциальными работодателями. Когда мы принимаем молодого специалиста, например, Московского государственного университета, рейтинг такого работника имеет дополнительные бонусы. Если говорить о международных компаниях, то они могут и ведущего вуза России не знать. Чтобы нас узнавали, чтобы мы попадали в эти рейтинги, нужно пройти серьёзный путь модернизации высшего образования.
 
- Николай Яковлевич, учитывая финансовый кризис в мире, каково ваше мнение по госзаказам работодателей на обучение в следующем году?
- Мы сейчас понимаем, что финансовый кризис не эквивалент экономическому. Реальных предприятий-банкротов у нас нет. Радует то, что на следующий год мы недалеко ушли от тех объёмов заказа, которые были на этот учебный год. Цифры только верстаются, особых отклонений мы не видим. Но, мало того, мы же заказ позиционируем на рабочие и инженерные специальности. Потребность достаточно высокая, большой дефицит, предприятия «изголодались». Даже если они впрок что-то закажут - не прогадают.
 
- Работая над нашими проектами, мы выявили такую тенденцию, что учебные заведения не любят говорить о себе…
- Да, вы очень правильно подметили отличительную особенность маркетингового поведения образовательных учреждений. Считаю её нежизнеспособной в современном мире. Причина этому простая – учебное заведение не чувствует себя реальным конкурентом, то есть принцип нормативно-подушевого финансирования в отмену сметного финансирования и потребность этого заведения не наступили. И в этом плане рыночные отношения, которые порождают конкуренцию, где выигрывает тот, кто сделает это лучше и дешевле, - вот этого ещё у нас нет. Причина кроется в нас, учебные заведения переданы в агентства. Агентство продолжает выдерживать ту сеть, которая, возможно, неэффективна, нужно всё-таки разделить эти вещи: кто-то держит сеть, кто-то – деньги на заказ. Если заказ будет выставляться из условий потребности предприятий, но не обязательно в краевой сети учреждений, а непосредственно на всём образовательном рынке (куда войдут и учебный центр предприятий, и негосударственные профессиональные образовательные учреждения). В целом на конкурс будет выставлена услуга, а учреждения НПО и СПО совершенно точно стремиться выиграть заказ. В школах это уже есть. Они понимают, что без ученика у них нет финансирования.
 
- С чем связана реорганизация в Пермском крае ряда образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования?
- Это вопрос не ко мне, а к Агентству, но я думаю, что это связано с вопросами оптимизации. Очень много однотипных учебных заведений, с одинаковыми профессиями, они содержат большой обслуживающий персонал и ничем не отличаются друг от друга. Примером качественного варианта объединения является Нытва. Берётся три учреждения НПО и СПО, которые расположены на территории города и на территории предприятия, объединяются в двух- или трёхуровневую систему подготовки с востребованными специальностями для экономики региона. Разместить заказ в таком образовательном учреждении лично для меня было бы очень отрадно. Сейчас мы занимаемся корректированием процесса объединения для того, чтобы это был полный учебно-профессиональный комплекс, понятный и видный на карте Пермского края.
 
- Николай Яковлевич, чем, на Ваш взгляд, пермские студенты отличаются от других студентов России?
- Пермские студенты невероятно целеустремлённые, ориентированные на карьеру, очень деловые. Наверное, и в других территориях такие же ребята, но наши при этом чрезвычайно демократичные. Что меня радует в нашей образовательной среде, так это то, что наш студент – человек не зажатый, совершенно спокойно высказывающий своё мнение по любому вопросу, определившийся, имеющий по каждому поводу личное суждение, но в то же время интернетозависимый, блоггер. Пермских студентов мне легче сравнить с зарубежными, но в тех, в отличие от наших, в первую очередь подкупает их собранность: они просчитывают каждый свой шаг, где и как взять кредит на обучение и совершенно точно понимают, что они будут делать завтра. Наш студент - свободный художник, который понимает, что ситуация в стране меняется каждый год, поэтому далеко не смотрит. Но в качестве «плюса», пермские студенты – это очень глубокие люди, обладающие просто энциклопедическими знаниями, но это не значит, что они могут их применять.
 
- А можно ли сравнить абитуриентов школ, например, лицей №10 и лицей №2, 17 школа и 22?
- Конечно, лучше спрашивать преподавателей вузов. Если вспоминать мою работу в университете, связанную с иностранными языками, то, конечно, очень сильно выделялись студенты, пришедшие из специализированных школ. Я бы, наверное, не решился сегодня сравнивать одних абитуриентов с другими, боюсь скатиться на банальное перечисление десятка и без того известных школ. И порой слава этих заведений бежит впереди выпускника.
 
- Почему в таком случае слава бежит, например, впереди 10 лицея или 22 школы? Почему родители хотят отдать туда своего ребёнка?
- Не хочу ничего плохого говорить о других школах. Но есть классический пример бостонской матрицы: есть, условно говоря, звёзды, у которых малая доля рынка, но они сильно прогрессируют и развиваются, а у других большая доля рынка, но они стоят на месте. Я очень рад за лицей №10, но это только дебют, это только начало. И хочется, чтобы это продолжалось, чтобы их звёздность медленно, но верно переросла в стабильность. Но всё-таки не всегда бренд школы доказывает своё качество в каждом выпускнике. Из перечисленных нами школ я знаю родителей, которые вложили немаленькие суммы в репетиторов для того, чтобы их выпускник состоялся таким, каким он должен быть, соответствуя репутации этого учебного заведения. Есть школы, которые никак себя не проявили, но обвинять их сложно, ведь они приняли на себя детей, за которыми стоит не столько семья, сколько двор – в этих школах педагоги жизнь свою положили на то, чтобы «вытащить» такого ребёнка. В этом – их победа.
 
- Николай Яковлевич, что бы Вы лично хотели видеть в нашем проекте как непосредственной связи от власти к родителям и наоборот?
- Если говорить о профессиях, то меня интересует не в отдельности каждое образовательное учреждение и то, как оно работает, а такая цепочка: интерес студента – учебное заведение – предприятие, готовое принять этого выпускника. Если бы я был абитуриентом, мне, с одной стороны, хотелось бы заглянуть в учебные аудитории, где я буду получать необходимые знания, а с другой стороны, следующая ссылка – кто меня ждёт с моей профессией. Условно говоря, когда мы готовим бухгалтеров, то надо понять, кто конкретно сегодня нуждается в этой профессии. То есть получить не только справочную информацию об учреждении, но и реальные вакансии на выбранную профессию, чтобы объективно знать, стоит ли идти получать эту профессию в это учебное заведение.
 

- Мы уже убедились в правильности выбранной нами позиции. В дальнейшем мы планируем создать виртуальные экскурсии и по учебным учреждениям, и по предприятиям…
- Да, есть бюджетообразующие отрасли, которые не всегда популярны у молодёжи. Они нуждаются в специалистах, но что они сделали, чтобы привлечь в свою организацию выпускников того или иного учебного заведения? А когда профессия пыльная, непонятно оплачиваемая, то почему туда он должен идти? Почему, например, мы лучше отдадим своего ребёнка на предприятие автомобилестроения, чем на предприятие, где требуется слесарь-ремонтник? Потому что в первом случае это мощная корпорация, где все условия труда, заработная плата, возможность карьерного роста – всё прописано, всё представлено. Всё так, как сегодня принято в любой международной компании.
 
- Благодарим Вас за полезную информацию, напоследок, Ваши пожелания нашим абитуриентам.

- Поступить. Это самое главное.

Беседовала Наталья Антипина

www.Karera59.ru

Количество просмотров: 8016
Напечатать страницу


Интервью
• 07.03.09 - «Качественное обучение – вложение в успех»
alt О том, благодаря чему ПФ ГУ-ВШЭ удалось достичь такого признания и о многом другом рассказывает его директор Галина Володина...

• 11.01.09 - Проблема эффективных и востребованных работников актуальна
alt О задачах Госслужбы, кадровом резерве губернатора и проблемах трудоустройства газета «Ступени карьеры» беседует с Главным федеральным инспектором по Пермскому краю Ириной Сергеевной Татариновой.

• 23.12.08 - Молодежь и политика в Пермском крае
alt Работа в общественных структурах повышает уровень сознания и уровень возможностей молодого человека, - считает Александр Третьяков, начальник регионального штаба «Молодой Гвардии Единой России» Пермского края. «Ступеням карьеры» он дал пошаговую инструкцию, с чего начать путь в большую политику.

• 11.12.08 - О ваших трудовых правах рассказывает
alt Рахматуллин Марсель Наильевич – руководитель Государственной инспекции труда-главный государственный инспектор труда в Пермском крае, Государственный советник Российской Федерации 3 класса, Заслуженный юрист Российской Федерации

• 03.12.08 - На вопросы Ступеней карьеры отвечает министр образования Пермского края Н. Я. Карпушин
alt "В Перми достаточно хороший и серьёзный набор мест, где можно получить весьма конвертируемое образование"

Наши партнеры



Новые статьи
Советы дядюшки Дональда от 10.03.2009
В какой стране лучше бездельничать от 13.11.2008
Как не сгореть на работе? от 13.11.2008
Фавориты рынка труда от 13.11.2008
Как управлять временем от 30.10.2008
Как прочесть мысли начальника от 30.10.2008
Экспаты: за и против от 30.10.2008
Лёгких профессий не бывает, – считают россияне от 23.10.2008
Нам нужен враг от 23.10.2008