•
Специалист по проектной деятельности •Ведущий специалист по инвестицияме •Администратор девелоперского проекта • Директор на производство мясных полуфабрикатов • Руководитель отдела подбора персонала
Вузов, в которых качество обучения гарантирует высокий уровень
подготовки специалистов, не так уж много. И среди таковых, несомненно,
ПФ ГУ-ВШЭ, отметивший осенью 2008 года своё десятилетие. За эти десять
лет «Вышка», так называют её преподаватели, студенты, а за последнее
время пермяки/горожане, стала брендом – привлекающим внимание
абитуриентов, слушателей и работодателей, признающих высокий
образовательный уровень выпускников.
И действительно, на выпускников «Вышки» большой спрос. Ведь систему
подготовки специалистов в стенах вуза можно по праву считать уникальной.
О том, благодаря чему ПФ ГУ-ВШЭ удалось достичь такого признания и о многом другом рассказывает его директор Галина Володина:
- Как Вы считаете, что стало ключевой предпосылкой успеха «Вышки»?
- Успешность нашего проекта состоит из нескольких составляющих.
Безусловно, это наличие хорошей, работоспособной команды и, что
немаловажно, молодой команды менеджеров, глубоко знающих сферу
образования, понимающих ее проблемы и перспективы роста.
Во-вторых, открывшаяся в 90-е годы возможность собрать коллектив
единомышленников, умеющих работать на конечный результат. Отбор шёл и
идёт сегодня тщательно – «личность к личности».
Наконец, в том, что мы работаем как нормальные стратегические
управляющие, опирающиеся на собственную миссию, цели, видение,
стратегию, корпоративные ценности, который разделяет каждый, кто
работает в вузе.
- Как Вы оцениваете итоги десятилетнего пути Пермского филиала ГУ-ВШЭ?
- Десять лет назад в условиях дефолта, уже 1 сентября мы открыли двери
нового вуза, - обособленного структурного подразделения ГУ-ВШЭ. Был
проведен набор первых студентов.
Сегодня мы имеем - пять успешно работающих факультетов, триста
преподавателей и сотрудников. У нас 2,5 тысячи учащихся, среди которых
около 1000 студентов дневного отделения и свыше 1500 обучающихся по
другим программам (различным формам переподготовки и получающих высшее
образование в вечернее время и «заочно»).
Сегодня, через десять лет, ПФ ГУ-ВШЭ состоялся как равноправный игрок
на рынке образовательных услуг Пермского края. Судить об этом можно по
конкретным результатам. Главной оценкой успешности работы является
реакция рынка труда на наших выпускников - их трудоустройство,
карьерное продвижение, отзывы работодателей. По внешним оценкам 98
процентов наших выпускников устраиваются работать по специальности. С
большой охотой берут на работу наших выпускников международные
компании. Ежегодно в рамках договоров о сотрудничестве проводят отбор
PricewaterhouseCoopers и KPMG. Серьезным критерием эффективности нашей
деятельности стала и победа год назад в конкурсе «Внутривузовские
системы обеспечения качества подготовки специалистов», проводимый
Министерством образования и науки. Все это позволяет говорить о том,
что десять лет работы вуза в Перми - это работа на будущее Перми и края.
- Как Вы оцениваете потенциал ваших
выпускников? По сравнению с теми, кто заканчивает другие учебные
заведения, у них больше шансов занять достойное место в социуме?
- Диплом ПФ ГУ-ВШЭ сегодня очень престижен, это вывод не наш, а
работодателей. Наш диплом открывает возможности для дальнейшей
социализации, являясь значимой оценкой деятельности студентов. Уже с
третьего курса наши ребята знают, где они будут работать. Хотя мы не
приветствуем стремление наших студентов совмещать учебу с работой, ведь
этим они лишают самих себя некоторых возможностей в будущем. Ведь
качественное обучение – это самая серьезная инвестиция в успешное
будущее.
- Как Вы считаете, в чем причина таких высоких показателей трудоустройства ваших выпускников?
- Секрет прост: наши технологии обучения заметно отличаются от
технологий других вузов, хотя организовать учебный процесс именно так
нам было довольно сложно. Мы с первого курса погружаем студентов в
среду, в которой они не только получают знания, но и формируют свои
компетенции, являющиеся в дальнейшем их конкурентными преимуществами.
Мы считаем, что важно уже на этапе отбора разглядеть успешных учеников,
ведь студентам с пробелами в школьном образовании сложно чему–то
научиться. Кроме того, наш филиал всегда обеспечивал полную
прозрачность результатов вступительных экзаменов, потому повлиять на
оценку при прохождении вступительного испытания мог только сам
экзаменующийся и никто другой – именно это и позволяло отобрать для
учебы лучших. Сегодня прием в вуз осуществляется по результатам Единого
государственного экзамена.
Наша система обучения сразу вводит студента в условия конкуренции, так
как по сумме оценок контрольных точек и экзаменов регулярно
составляется рейтинг успеваемости. Потому наши ребята вырастают не
просто трудоспособными и умеющими находить решения проблем - они еще и
амбициозны и точно представляют, чего они стоят.
Кроме того, наша образовательная система организована так, что студенты
обязаны регулярно выполнять большое количество самостоятельных работ. И
если их первые труды носят компелятивный характер (рефераты), далее,
задания становятся все более творческими. В своих эссе ребята излагают
личные размышления на заданную им тему - на трех – четырех страницах
выражают собственное понимание темы, выстраивают модели, трактуют
проявления того или иного закона в современном мире. Иными словами,
студент уже с первого курса учится самостоятельно формулировать и
решать проблемы. В результате всего курса обучения перед нами именно
такие специалисты, которых работодатели хотят видеть в своих компаниях
в первую очередь.
- Насколько высок уровень подготовки сегодняшних абитуриентов?
- Качество знаний сегодняшних выпускников школ не вполне удовлетворяет
требованиям нормального университета. Мы поняли это пять лет назад и,
чтобы готовить для себя будущих студентов, организовали Университетский
округ, в который входят 43 школы Перми и края. Созданием Округа мы
решаем две задачи: прагматическую - даем желающим поступить в вуз
возможность качественно подготовиться, но при этом работаем и на
общество – оказываем российскому образованию помощь в качественной
подготовке педагогов по пяти предметным областям.
У нас регулярно проходят переподготовку школьные администраторы,
стажируются учителя школ Университетского округа, мы ежегодно проводим
научно-практическую конференцию, в которой принимает участие более
тысячи учителей не только образовательных учреждений Университетского
округа, а всего Пермского края. Кроме того, проводим ежегодную Декаду
Округа, в которой участвует около 1000 человек - в течение 10 дней,
одновременно в нескольких школах города проходят открытые уроки,
мастер-классы. Это огромная работа, но она очень полезна и для
учителей, и администраторов школ, ведь сегодня государство учителю
оказывает не такую уж серьезную поддержку, а помогать ему надо
постоянно.
- У Пермского филиала ГУ - ВШЭ есть и еще одно детище – лицей…
- Для целенаправленной подготовки абитуриентов для «Вышки» недостаточно
повышать качество знаний, как мы это делаем в школах Университетского
округа – требуется также внедрять собственные программы обучения, и это
нам совершенно очевидно. Также пять лет назад возникла идея создания
лицея, нашлась вымирающая школа неподалеку, и на ее базе был создан
Лицей №10 при ГУ-ВШЭ.
Сначала мы открыли только профильную школу – 10 и 11 класс. Сегодня это
уже полновозрастная школа с 1 класса по 11, располагающаяся в двух
зданиях, а скоро, возможно, появится и третье.
Наш лицей состоялся, он сразу, буквально с разбега влился в
образовательную систему Перми и теперь входит в пятерку лучших
общеобразовательных учреждений города по результатам единого
государственного экзамена и муниципальных тестов (отрадно, что 90%
лицеистов поступают в Пермскую «Вышку»). А в следующем году в лицее
открывается программа международного бакалавриата с присвоением
международного диплома. Обучение в старшей школе будет вестись только
на английском языке, по окончании выпускники смогут без вступительных
экзаменов поступать в лучшие университеты мира.
И есть еще одна мечта – создание детского сада при Лицее № 10. Таким образом мы решим задачу создания образовательного холдинга.
- Что еще входит в ваши планы? Чего нам ждать в следующие 10 лет?
- Мечта – чтобы Университетский округ перерос в Школьно-Университетский
кластер. В «Вышке» нам предстоит открытие веера магистерских программ.
Будем развивать факультет бизнес – информатики. Кроме того, в планах
открытие программы совместно с Лондонским университетом.
- Произойдут ли изменения в количественном составе студентов тех или
иных факультетов вашего вуза в новом учебном году с учетом условий
финансового кризиса?
- Понять, какими будут тренды, пока сложно. Наша страна уже несколько
раз переживала кризисы. Но какими бы они ни были, потребность учить
детей и повышать квалификацию специалистов всегда останется. Мы
ежегодно увеличиваем число студентов бюджетной формы обучения и будем
продолжать это делать. Оттока слушателей на сегодня мы пока не
наблюдаем. На мой взгляд, спрос на некоторые виды переподготовки даже
должен вырасти. В любом случае мы очень мобильны и гибки, можем быстро
менять направления деятельности и готовы в случае изменения спроса на
тех или иных специалистов подстраиваться под потребности рынка.
Сегодня мы уже являемся вузом при правительстве Российской Федерации и
выполняем его поручение – осуществляем переход всего вуза на программу
«4+2» (бакалавриат и магистратура), и именно это сейчас является для
нас задачей номер 1.
О задачах Госслужбы, кадровом резерве губернатора и проблемах трудоустройства газета «Ступени карьеры» беседует с Главным федеральным инспектором по Пермскому краю Ириной Сергеевной Татариновой.
Работа в общественных структурах повышает уровень сознания и уровень возможностей молодого человека, - считает Александр Третьяков, начальник регионального штаба «Молодой Гвардии Единой России» Пермского края. «Ступеням карьеры» он дал пошаговую инструкцию, с чего начать путь в большую политику.
Рахматуллин Марсель Наильевич – руководитель Государственной инспекции труда-главный государственный инспектор труда в Пермском крае, Государственный советник Российской Федерации 3 класса, Заслуженный юрист Российской Федерации