|
О задачах Госслужбы, кадровом резерве губернатора и проблемах трудоустройства газета «Ступени карьеры» беседует с Главным федеральным инспектором по Пермскому краю Ириной Сергеевной Татариновой. |
- Ирина Сергеевна, Вы успешная женщина, одна из немногих представительниц прекрасного пола в госструктурах. Расскажите, с чего начался Ваш карьерный путь?
- Я никогда не выстраивала карьеру государственного служащего. В детстве я хотела стать актрисой. Это была моя мечта. То, что я попала в органы власти, для меня было чистой случайностью. Мне никогда не хотелось быть руководителем. Но так получалось, что мне на определенных этапах приходилось брать на себя ответственность и решать какие-то проблемы, которые на тот момент никто не решал. В школе никто не хотел быть секретарем комитета комсомола, и я после долгих уговоров взяла на себя это бремя. В институте я стала космосоргом не потому, что сама этого захотела, а потому, что студентов тогда оценивали по комсомольской деятельности, и я решила, что, что моя группа должна быть в числе первых. И дальше в моей жизни все происходило совершенно случайно. Как я попала в аппарат полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе? Просто полпредом Президента там был назначен Сергей Кириенко. А мы с ним работали вместе еще в период советского союза в обкоме комсомола. Я тогда скорее выбрала руководителя, а не работу. Потому что работать с таким руководителем как Кириенко – счастье. Но меня взяли в аппарат не просто так, я прошла конкурс на общих основаниях. Вот так я и стала главным федеральным инспектором.
- Насколько сейчас укомплектована кадрами государственная служба Пермского края?
- Поскольку я не являюсь работодателем в сфере государственной службы, то могу дать только экспертную оценку ситуации. Если говорить о заполненности штатных единиц, то служба кадрами укомплектована. Но, с моей точки зрения, основная проблема заключается в том, чтобы укомплектовать ее эффективными кадрами. Для того, чтобы стать государственным служащим, человек, во-первых, должен получить высшее образование, во-вторых, понять, в какой именно сфере государственной службы он хочет себя попробовать, ну а в-третьих, заявиться на конкурс и пройти его. Это своего рода набор обязательных формальных этапов для государственного служащего.
- Существует ли кадровый голод в структурах госслужбы?
- Я думаю, да. Это подтверждает и экспертное сообщество. Месяц назад мы со специалистами проводили дискуссию по кадровой проблеме на государственной и муниципальной службе. Кадровый голод в данном случае касается именно эффективных сотрудников. Проблема здесь заключается, по моему мнению, в том, что работодатель редко может сформулировать, какими качествами должен обладать госслужащий, каким критериям соответствовать.
- В каких СМИ освещаются вопросы «Кадрового резерва»? Насколько актуальны темы трудоустройства и кадрового голода для журнала «Федеральный вестник»?
- «Федеральный вестник» не является специализированным изданием по трудоустройству. В основном он освещает работу федеральных органов исполнительной власти, которая присутствует на территории Пермского края. Вообще тема кадров не только на госслужбе, но и в целом, должна быть интересна всем СМИ без исключения. Ваше издание - «Ступени карьеры» достаточно серьезно обсуждает проблемы трудоустройства, оно отлично специализируется на этой теме.
- Есть ли еще подобные проекты о карьере и трудоустройстве на местном уровне?
- Интересным, с моей точки зрения, является последний проект – «Кадровый резерв губернатора», инициаторы которого пытаются применить новые механизмы в поиске людей на руководящие должности в Правительстве Пермского края и администрации губернатора региона. Администрация города также презентовала год назад хороший проект, когда путем открытогоконкурса выбирался руководитель департамента по молодежной политике. Все это проекты публичные и доступные. Правда, есть одна вещь: насколько такие проекты себя экономически оправдывают? Если сравнить механизмы решения кадровой проблемы на промышленных предприятиях, то там кадровые службы абсолютно точно знают, сколько средств они вкладывают в подбор кадров, их обучение и дальнейшее карьерное продвижение внутри организации. Вложение средств в данном случае прямо пропорционально получаемому от каждого сотрудника эффекту. В открытых конкурсах, проводимых на муниципальной и государственной службе, этого, к сожалению, нет.
- Могли бы Вы сравнить кадровую политику, проводимую в пермском регионе и в Приволжском федеральном округе? Насколько проблемы трудоустройства, обучения, переквалификации кадров, существующие в Прикамье, актуальны для округа в целом?
- Я работала в двух субъектах Приволжского федерального округа и могу точно сказать, что проблема эффективных и востребованных работников актуальна везде. Однако механизмы подбора персонала везде разные. В Пермском крае они более «прозрачные». Хотя в 2000 году, когда собственно был создан аппарат полпреда в Приволжском федеральном округе, кандидаты на должность федеральных инспекторов как раз набирались путем открытого конкурса. Эта модель предъявлялась как к округу, так и к администрации президента в целом. Получалось, что любой кандидат, удовлетворяющий ключевым требованиям, мог сразу же попасть на самую высокую ступень – должность Главного федерального инспектора. С тех пор прошло уже восемь лет, и если посмотреть эффективность работы назначенных тогда государственных служащих, то многие из них отвечали предъявляемым требованиям. Но открытые конкурсы – это не панацея от всех бед, и там бывают ошибки, правда, их значительно меньше, чем при обычном приеме на работу.
- В Пермском крае отмечена тенденция назначения руководителей на местах из Москвы. Как это может повлиять на коррупцию в федеральных органах государственной власти?
- Я думаю, это никак не связано с коррупцией. Привлечение людей из других территорий – это очень хорошая практика. Это, в первую очередь, новые идеи и новые возможности. В правоохранительных органах такая практика применяется особенно жестко. Это дает возможность человеку извне объективно оценить ситуацию. Кстати, с такой практикой привлечения людей извне на должности в исполнительной власти я столкнулась исключительно в Пермском крае. Мне кажется, это очень перспективно.
- Сейчас много предприятий, которые представляют своих сотрудников к наградам. С чем это связано? Не происходит ли девальвация этой значимой для государства процедуры?
- Я с Вами не согласна. Возможно, впечатление, что награждаемых много, складывается потому, что информация об этом публикуется в средствах массовой информации. Однако это не так. Награждение государственной наградой очень почетно для любого человека. Я лично участвую в процедурах утверждения и согласования кандидатов на награды, и знаю, что учитываются все основания. Награды получают действительно достойные люди.
- Многим в своей жизни Вы обязаны комсомолу. Как Вы считаете, современной молодежи не хватает такой организации?
- Такой организации как комсомол уже не будет. Она была востребована своим временем. Я к ней очень хорошо отношусь. С точки зрения управленческого опыта, это была серьезная школа, которую никто не смог бы мне дать. Сейчас время и люди совсем другие. Но молодежные организации, конечно, должны быть, потому что именно в общественных организациях человек самореализуется. Но они не могут насаждаться откуда-то сверху, иначе они не будут жизнеспособными. А вот поддержать молодежную инициативу, которая возникает, с уровня власти, например, - другое дело. Я сейчас внимательно слежу за формированием молодежного парламента в Пермском крае. Мне кажется, этот орган будет иметь большое будущее.
- Чтобы достигнуть чего-то во власти, женщине поневоле приходится стать мужчиной. Вы с этим согласны?
- Мне кажется, в любом деле человек должен быть не мужчиной и не женщиной, а, прежде всего, профессионалом и ответственно подходить к выполнению тех или иных задач. Во власти сложно всем: и мужчинам, и женщинам. Правда, если серьезно к этому относиться и понимать, какое влияние твои решения оказывают на людей, то работа становится безумно трудной, но и интересной. Мне моя работа очень нравится.
Беседовала Ольга Чудинова
Ноябрь 2008 г
Привлечение людей из других территорий – это очень хорошая практика. Это, в первую очередь, новые идеи и новые возможности. |